...

Сроки замены летних и зимних шин в Беларуси, штрафы за не выполнение требований закона

СМИ и автомобильные порталы, начиная с конца сентября напоминают автовладельцам о необходимости замены летней резины на зимнюю. Опытные водители и сотрудники Госавтоинспекции советуют это делать при похолодании до +5+8°C. Летние колеса при низких температурах становятся жесткими и не способны гарантировать надежное сцепление с дорогой.

Законодательство республики Беларусь о сроках смены зимних и летних шин

Многие автовладельцы не знают о вступлении в силу с 1 января 2015 года Техрегламента Таможенного союза (ТС) «О безопасности колесных транспортных средств». Документ содержит приложение №8, утверждающее требования к сезонности автошин.

Техрегламент обязывает иметь зимние шины всем участникам дорожного движения, передвигающимся на легковых авто, в период с декабря по февраль включительно. В связи с участием Беларуси в Таможенном союзе это правило распространяется на всю территорию страны. Необходимые изменение в ПДД РБ были внесены в 2014 году и вступили в силу с 1 января 2015 года.

Закон обязывает в срок до 1 декабря переобуть машину в зимние шины, а с 1 марта разрешается вернуться к летней резине. Если этот порядок не соблюдается сотрудники ГАИ вправе выписывать штрафные санкции. О размерах штрафов за «неправильную» резину написано ниже.

Какие шины можно использовать в зимний период на дорогах Беларуси

Зимние шины классифицируются как изделия, изготовленные из фрикционной или нефрикционной резины (шипованные покрышки). Они предназначены для использования при низкой температуре воздуха в условиях заснеженных и обледенелых дорог. Протектор зимних фрикционных шин отличается наличием большого числа ламелей (глубокие прорези), создающих сцепление с дорожным покрытием. Автолюбители зовут их «липучки».

Такая резина создается из специального эластичного материала, не теряющего свойства на холоде и гарантирующего надежное сцепление с трассой. Проведенные испытания показывают, что по сравнению со всесезонными аналогами зимние шины на 50-60% лучше держат сцепление с покрытой льдом и снегом дорогой. В случае установки шипованной резины транспортное средство должно быть оборудовано соответствующим знаком, образец которого представлен в ПДД.

Важно! Автомобили с шипованной резиной не могут проходить техосмотр в диагностических центрах по причине наличия особого состава на роликах тормозных стендов, наносимого для более сильного сцепления с покрышками. Шипы повышают вероятность его повреждения.

При желании отправиться в Польшу нужно помнить, что в этой стране законодательство не разрешает эксплуатировать шипованные шины.
Автомобильная резина маркируется специальной символикой. О том, как распознавать обозначения читайте далее.

Маркировка зимних покрышек

Зимняя резина, предназначенная для эксплуатации в зимних условиях, маркируется символом с горной вершиной. Они имеет три пика со снежинкой внутри контура. Также допускается наличие надписи Winter.

Шины с надписью «M S» скорее относятся к всесезонным, нежели зимним. Это подтверждает и само обозначение «Mud and Snow» «Mud + Snow», то есть «грязь и снег».

Изготовители всесезонных покрышек применяют несколько обозначений — «M +S», «M.S», «M S», «M&S», All Weather, All Season. С учетом того, что в последнее время в Беларуси довольно мягкие зимы многие автомобилисты отдают предпочтение именно всесезонной резине.

Виды покрышек, разрешенных к эксплуатации зимой:

  • европейский тип — нешипованные для оптимального сцепления с покрытием в дождь и мокрый снег;
  • скандинавский тип — нешипованные для заснеженных или обледенелых трасс;
  • шипованная — разбивает наст или тонкую ледяную корку.

Разрешено ли ездить в зимнее время на всесезонных покрышках

Всесезонные колеса включены в перечень допустимых для эксплуатации на территории Республики Беларусь в зимний период, поэтому выплачивать штраф за них не придется. Однако необходимо учитывать, что они больше подходят для более мягкого климата европейских стран. В случае похолодания до -5-7°C всесезонная резина утрачивает эластичность и становится небезопасной из-за ухудшения сцепления с дорожным покрытием.

Нужно ли весной менять зимнюю резину на летнюю по закону

Запрещает ли езду на зимней резине летом закон? Нет. Пока запрета по линии ГАИ в Беларуси нет. Но если говорить про безопасность на дороге, комфорт и экономию, то «переобуваться» весной нужно обязательно.

Почему надо менять зимнюю резину на летнюю

В идеале под каждый сезон – свои шины, их использование должно быть своевременным. С точки зрения экономии при езде на зимних покрышках летом интенсивнее износ, особенно у водителей кто любит агрессивный стиль вождения. За счет массивного протектора зимние шин тяжелее, соответственно увеличен расход топлива. Если ездите много, к зиме можете остаться без протектора. Как правило, зимняя резина еще и более шумная – минус для акустического комфорта.

Так же, важно понимать, что летом на раскаленном асфальте шины с зимним протектором ведут себя хуже, чем летние. Слишком мягкий состав резины на твердом покрытии ведет к увеличению тормозного пути, уменьшает степень сцепления и соответственно управляемость автомобилем.

При какой температуре рекомендуется менять зимнюю резину на летнюю

Летние шины рекомендуется использовать при температуре выше 7 градусов причем не только в дневные часы, но и ночью. Поэтому торопиться весной со сменой резины не стоит. Лучше дождаться, когда стабильно установиться теплая погода без минусовых температур по ночам. Так как в некоторые годы в Беларуси мокрый снег и заморозки могут быть и в начале мая, то вторая декада месяца оптимальное время для смены зимних шин на летние.

Штрафные санкции за летние колеса зимой и недостаточную высоту протектора

КоАП Республики Беларусь предусматривает вынесение предупреждения либо наложение штрафа на владельца транспортного средства, которое эксплуатируется в зимний период с летними шинами, а также за езду на зимних и летних шинах с высотой протектора ниже установленных норм. Величина штрафных санкций за правонарушения привязана к ставке базовой величины. Размер базовой величины в Беларуси на сегодня, смотрите по ссылке.

Штрафы за использование летних покрышек в зимние месяцы

При совершении этого правонарушения впервые в соответствии с ч.2 ст.18.11 КоАП РБ владельцу транспортного средства грозит предупреждение либо штраф в размере до одной базовой величины.

В случае повторного нарушения закона в течение года в соответствии с ч.9 ст. 18.11 КоАП РБ выносится штраф в сумме от 2 до 5 базовых величин.

Совершение дорожно-транспортного происшествия без зимних покрышек, которое повлекло причинение легкого вреда здоровью на основании ч.1 ст.18.16 КоАП РБ наказывается штрафом в размере от 3 до 30 базовых величин либо лишением права управления транспортным средством на период до двух лет.

Меры ответственности за лысые колеса

ПДД РБ регламентируют, чтобы остаточная величина протектора зимних покрышек была не меньше 4 мм.

Летние шины должны иметь остаточную высоту протектора не менее: для легковых автомобилей — 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм.

Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин механических транспортных средств, в сцепке с которыми они участвуют в дорожном движении.

Шина считается непригодной к эксплуатации, если появился один индикатор износа, расположенный по дну канавки протектора, при равномерном износе или два индикатора в каждом из двух сечений — при неравномерном износе беговой дорожки.

Несоблюдение этих требований на основании ч.3 ст.18.12 КоАП РБ квалифицируется как неисправность и при первом нарушении может повлечь вынесение предупреждения или наложение штрафа в сумме до 1 базовой величины.

При повторном нарушении на протяжении 1 года согласно ч.8 ст. 18.11 КоАП РБ предусмотрены штрафные санкции в размере от 2 до 5 базовых величин.

Полезная информация

Счет-справка или договор купли-продажи

Счет-справка или договор купли-продажи, что выбрать при продаже автомобиля в Беларуси

Законодательство Республики Беларусь предусматривает два способа продажи автомобиля – по договору купли-продажи или счету-справке. Эти документы обладают одинаковой юридической силой, но составляются разными способами, в чем отличия читайте в статье.
Читать далее
Как снять с учета автомобиль битый для продажи

Как снять с учета битую машину после ДТП или не исправную не на ходу

Порядок снятия аварийного автомобиля с регистрации с предоставлением ТС и выездным осмотром инспектора ГАИ, необходимые документы для совершения процедуры. Примерная стоимость снятия с учета неисправного авто.
Читать далее

Спасибо за внимание. Не забудьте сделать репост в свою соц. сеть – вам мелочь, а нам приятно.

Меню